Рабочая программа кружка физкультурно-спортивной направленности «Юный шахматист». Отчет работы шахматного кружка «Юный шахматист» за 2021-2022уч. год
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
МБДОУ д/с № 7
«Белоснежка»
В. Г. Баженова
Приказ № от 31. 08. 2022
на заседании ПС № 01
«31»
августа 2022г.
Рабочая
программа кружка
физкультурно-спортивной
направленности
«Юный
шахматист»
Возраст обучающихся 5-6 лет.
Срок реализации 9 месяцев.
Воспитатель: Юдина Л.В.
г. Жердевка.
2022г.
Блок 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1Пояснительная записка.
Шахматы – это не только
популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального
развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста.
Процесс обучения азам
шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на
плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка
запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает
умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости,
дальновидности, смелости, хладнокровия, дерзости, настойчивости и
изобретательности, фантазии, а также формируют волю.
Благодаря этой игре дети
учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной
цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в
условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.
Занимательный характер
учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам. Решение большого
количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию
способности действовать в уме.
Шахматная игра дарит
ребенку радость творчества и обогащает его духовно, одновременно являясь
средством обучения, воспитания и развития. Важно, чтобы это средство было
ненавязчивым, увлекательным, интересным. Только в этом случае оно будет
полезным и эффективным.
В наше время очень
актуально обучение игре в шахматы с самого раннего возраста, так как помогает
детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству
сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения,
возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям
преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
В основу педагогической
разработки положен замысел развития креативного мышления у детей, что
является новизной в педагогическом
процессе.
Методологические положения
носят неоднозначный характер. Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире
сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что
обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных
комбинаций доставляет истинное удовольствие.
Направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Юный шахматист » имеет техническую направленность.
Педагогическая
целесообразность
В программе систематизирован и обобщен
педагогический опыт и методические
наработки по обучению детей игре в шахматы в
образовательных учреждениях г. Жердевка Тамбовской области.
Актуальность
программы
Данная программа направлена на приобщение
детей к шахматам, как к одному из
явлений мировой культуры. Шахматы, как один
из видов дополнительного образования, изначально ориентированы на свободный
выбор ребенком вида и форм деятельности, на формирование собственных
представлений о мире, на развитие и самореализацию личности в современных
условиях.
Шахматы способствуют развитию логического
мышления, памяти, целеустремленности, ответственности, творческих способностей,
волевых качеств.
Шахматы являются идеальной моделью для
развития способности действовать в
уме. Умение совершать действие в уме
позволяет просчитывать свои шаги (ходы) нанесколько шагов (ходов) вперед.
В программе определены знания, умения и навыки,
которыми должны обладать дети дошкольного возраста.
Работа составлена с учетом интеграции образовательных
областей:
«Познавательное развитие»,
где дети учатся ориентироваться на ограниченной территории, располагать
предметы в указанном направлении, отражать в речи их пространственное
расположение.
«Социально-коммуникативное
развитие», где дети закрепляют умения согласовывать свои действия с действиями
ведущего и других участников игры. Развивают сообразительность, умение
самостоятельно решать поставленную задачу, формируют умение вести диалог с
воспитателем, со сверстниками, воспитывают культуру речевого общения.
Организационные
условия реализации программы
Программа
рассчитана на детей 5-6 лет. Формы организаций занятий:
групповая, парная. В состав группы входит 10
детей. Предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня.
Продолжительность занятия: не более 25 минут. Группа сформирована по желанию
детей и по рекомендации родителей и воспитателей.
Режим
занятий.
Количество недель |
Количество занятий |
Количество часов |
32 |
32 |
32 |
1.2 Цель и задачи программы.
Цель:
знакомство с древней игрой «шахматы». В процессе обучения игре в шахматы
способствовать концентрации внимания, развитию логического мышления, памяти,
внимания, наблюдательности,развитие интереса к игре в шахматы.
Задачи:
Расширять кругозор детей,
формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками;
Закреплять умение
ориентироваться на плоскости, развивать логическое мышление, память,
наблюдательность, внимание.
Развивать мелкую моторику
рук, глазомер.
Воспитывать настойчивость,
выдержку, волю, уверенность в своих силах, спокойствие.
Программа по обучению игре в шахматы максимально
проста и доступна дошкольникам.
Важное значение при обучении имеет специально
организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема
обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных
дидактических игр и пособий.
1.3Содержание
программы
Календарный план
№ |
Наименование темы |
Количество часов |
Форма контроля |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
1. |
Шахматная доска |
25мин. |
10 мин. |
15 мин. |
Чтение сказки. Беседа |
|
2. |
Шахматная доска |
25мин. |
10 мин. |
15мин. |
Чтениесказки. Беседа, игровые задания. |
|
3. |
Шахматная доска |
25мин. |
10 мин. |
15мин. |
Чтение сказки.Беседа, игровые задания. |
|
4. |
Шахматные фигуры |
25мин. |
10 мин. |
15мин. |
Чтение сказки. Беседа, игровые задания. |
|
5. |
Начальное положение |
25мин. |
10 мин. |
15мин. |
Чтение сказки. Беседа, игровые
задания. |
|
6. |
Ладья |
25мин. |
10 мин. |
15мин. |
Чтение сказки. Беседа, игровые задания. |
|
7. |
Ладья |
25мин. |
10 мин. |
15мин. |
Повторение, беседа, игровые
задания, |
|
8. |
Слон |
25мин. |
10 мин. |
15 мин. |
Чтение сказки. Беседа, игровые задания. |
|
9. |
Слон |
25мин. |
10 мин. |
15 мин. |
Повторение. Беседа, игровые задания. |
|
10. |
Ладья против слона |
25мин. |
10 мин. |
15мин. |
Беседа, игровые задания. |
|
11. |
Ферзь |
25мин. |
10 мин. |
15 мин. |
Чтение сказки. Беседа, игровые задания. |
|
12. |
Ферзь |
25мин. |
10 мин. |
15 мин. |
Повторение. Беседа, игровые
задания. |
|
13. |
Ферзь против ладьи и слона |
25мин. |
10 мин. |
15 мин. |
Беседа, игровые задания. |
|
14. |
Конь |
25 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Чтение сказки. Беседа, игровые задания. |
|
15. |
Конь |
25мин. |
10 мин. |
15 мин. |
Повторение. Беседа, игровые
задания. |
|
16. |
Конь против ферзя, ладьи,
слона |
25мин. |
10 мин. |
15 мин. |
Беседа, игровые задания. |
|
17. |
Пешка |
25мин. |
10 мин. |
15 мин. |
Чтение сказки. Беседа, игровые задания. |
|
18. |
Пешка |
25мин. |
10 мин. |
15 мин. |
Повторение. Беседа, игровые задания. |
|
19. |
Пешка против ферзя, ладьи, коня,
слона. |
25 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Беседа, игровые задания. |
|
20. |
Король |
25мин. |
10 мин. |
15мин. |
Чтение сказки. Беседа, игровые задания. |
|
21. |
Король против других фигур |
25 мин. |
10 мин. |
15 мин. |
Беседа, игровые задания. |
|
22. |
Шах |
25 мин. |
10 мин. |
15 мин. |
Чтение сказки. Беседа, игровые
задания. |
|
23. |
Шах |
25мин. |
10 мин. |
15мин. |
Повторение, игровые задания. |
|
24. |
Мат и пат |
25мин. |
10 мин. |
15мин. |
Чтение сказки. Беседа, игровые задания. |
|
25. |
Мат |
25мин. |
10 мин. |
15мин. |
Повторение, игровые задания. |
|
26. |
Мат |
25 мин. |
10 мин. |
15 мин. |
Повторение, игровые задания. |
|
27. |
Рокировка |
25мин. |
10 мин. |
15 мин. |
Беседа, игровые задания. |
|
28. |
Шахматная партия |
25 мин. |
10 мин. |
15мин. |
Чтение сказки, шахматная игра. |
|
29. |
Шахматная партия |
25мин. |
10 мин. |
15 мин. |
Шахматная игра. |
|
30. |
Шахматная партия |
25мин. |
10 мин. |
15 мин. |
Шахматная игра |
|
31. |
Шахматная партия |
25 мин. |
7мин. |
15мин. |
Шахматная игра. |
|
32. |
Развлечение «В королевстве шахматных фигур» |
40мин. |
40мин |
40мин |
Развлечение. |
|
Содержание учебного плана
Тема 1. «Шахматная доска».
Теория.Познакомить
детей с шахматной доской. Заинтересовать детей игрой в шахматы. Развивать
внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление у учащихся дошкольного
возраста. Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность,
терпеливость.
Практика.
Чтение сказки И. Г. Сухин « Приключение в Шахматной стране». Глава№1. Объяснить,
что в шахматы обычно играют два партнера, или по-другому противника.
Подчеркнуть эти слова интонацией, и пусть дети хором несколько раз проговорят
их. Партнеры садятся за шахматную доску лицом друг к другу, а доска размещается
так, чтобы справа от каждого партнера было белое угловое поле, левое угловое
поле черное (это надо запомнить).
Каждый ребенок должен проверить, правильно ли
перед ним лежит шахматная доска. Разворачиваем на 90 градусов шахматные доски,
которые ребята расположили неправильно, и снова подчеркивает, что крайнее
правое поле должно быть белым, а левое угловое поле черное
Ожидаемые
результаты.
Дети правильно помещать шахматную доску между партнерами.
Формы
контроля. Чтение сказки. Беседа. Игровые задания.
Тема 2. Шахматная доска
Теория.Знакомство
детей с новыми понятиями «Горизонталь» и «Вертикаль». Повторить понятия
«Шахматная доска», черные и белые поля, правильное расположение шахматной
доски.
Практика.
Чтение сказки И. Г. Сухин «Приключение в Шахматной стране» глава №2. Закрепитьрасположение доски между партнерами . Горизонтальная линия.
Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей
на доске. Вертикальная линия.
Количество полей в вертикали. Количество
вертикалей на доске.
Чередование белых и черных полей в
горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры «Горизонталь».
«Вертикаль».
Ожидаемые
результаты. Дети должны различать горизонталь, вертикаль.
Форма
контроля. Чтение сказки. Беседа, игровые задания.
Тема 3. «Шахматная доска»
Теория.Ознакомить детей с диагоналями
(большая белая и большая чёрная); показать отличие диагонали
от вертикали и
горизонтали; познакомить с
центром и формой центра, количеством полей в центре;
развивать ориентирование на плоскости, память, воспитывать самостоятельность,
внимательность, терпеливость
Практика.Чтение
сказки И. Г. Сухин «Приключение в Шахматной стране» глава №3. Учить отличать диагонали от горизонтали и
вертикали. Количество полей в
диагонали Большая белая
и большая чернаядиагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра.
Количество полей в центре. Дидактическое задание«Диагональ».
Ожидаемые
результаты. Детидолжны ориентироваться на шахматной
доске,правильно помещать шахматную доску между партнерами, различать горизонталь,
вертикаль, диагональ.
Форма
контроля. Чтение сказки. Беседа, игровые задания.
Тема 4. «Шахматные
фигуры»
Теория.Повторение
шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ), белые и чёрные поля, знакомство
с шахматными фигурами. Обогащение словаря (король, ферзь, ладья, пешка).
Практика.Чтение
сказки И. Г. Сухин « Приключение в Шахматной стране» глава №4.Белые и
черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка,
король. Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир
шахмат». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка»,
«Секретная фигура». «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая».
Ожидаемые
результаты. Детиправильно называть шахматные фигуры.
Форма
контроля.Чтение сказки. Беседа, игровые задания.
Тема 5. Начальное
положение
Теория.Познакомить
с начальной позицией, научить быстро и без ошибок расставлять ее на доске, познакомить
с правилом: ферзь любит свой цвет.Выработать навык узнавать и правильно
называть шахматные фигуры.
Выработать
навык работы с шахматной доской. Показать связь между горизонталями,
вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.
Научить
расставлять начальную позицию
Практика.
Чтение сказки И. Г.
Сухин « Приключение в Шахматной стране» глава №5.Расстановка фигур
перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между
горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Просмотр
диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Дидактические
задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».
Ожидаемые
результаты. Правильно помещать шахматную доску между партнерами.
Правильно расставлять фигуры перед игрой. Различать горизонталь, вертикаль,
диагональ;
Форма
контроля. Чтение сказки. Беседа, игровые задания.
Тема 6. «Ладья»
Теория.Закрепление
знаний о «Ладье», ее значимости и значении при выполнении тактического приема
«рокировка». Развить воображение, логику и внимание.
Практика.
Чтение
сказки И.Г Сухин « Приключение в Шахматной стране» глава № 6.Место ладьи в начальном
положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт»,
«Перехитри часовых». «Один в
поле воин». «Кратчайший путь»
Ожидаемые
результаты. Находить место ладьи в начальном положении.
Форма
контроля. Чтение сказки. Беседа, игровые задания.
Тема 7. « Ладья»
Теория.Закрепление
знаний о «Ладье», ее значимости и значении при выполнении тактического приема
«рокировка». Развить воображение, логику и внимание.
Практика.
Повторение пройденного материала. Дидактические игры «Захват контрольного
поля», «Зашита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи,
две ладьи против одной, две ладьи против двух). «Ограничение подвижности».
Ожидаемые
результаты.Находить
место ладьи в начальном положении.
Форма
контроля. Беседа, игровые задания.
Тема 8. « Слон»
Теория.Знакомство
с фигурой «Слон» - «Офицер», значением названия, особенностями и способами действия. Активизация
аналитического мышления.
Практика.
Чтение
сказки И.Г Сухин « Приключение в Шахматной стране» глава № 7. Место слона в начальном положении. Ход слона,
взятие. Белопольные и чернопольные слоны.
Разноцветные и одноцветные
слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура
Дидактические задания
«Лабиринт». «Перехитри часовых».«Один в
поле воин», «Кратчайший путь».
Ожидаемые
результаты. Находить место «слона» в начальном
положении.
Форма
контроля. Чтение сказки. Беседа, игровые задания.
Тема 9. « Слон»
Теория.Продолжать
знакомить детей с фигурой «Слон» значением названия, особенностями и способами действия. Активизация
аналитического мышления.
Практика.Дидактические
игры: «Захват контрольного поля»,
«Защита
контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного,
два слона против двух). «Ограничение подвижности».
Ожидаемые
результаты. Дети находят место «слона» в начальном
положении ,
Форма
контроля. Беседа, игровые задания.
Тема 10. Ладья против
слона
Теория.
Закреплять умение ориентироваться на плоскости, развивать логическое мышление,
память, наблюдательность, внимание.
Развивать
мелкую моторику рук, глазомер.
Практика.Дидактические
задания «Перехитри часовых», «Сними часовых». «Атака неприятельской фигуры»,
«Двойной удар», «Взятие». «Зашита». «Выиграй фигуру». Термин «стоять под
боем» Дидактически игры «Захват
контрольного поля», «Защита
контрольного поля». «Игра на
уничтожение» (ладья против слона,
две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух
слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».
Ожидаемые
результаты. Правильно применять элементарные правила
игры,
иметь
представление о некоторых тактических приемах играть в парах.
Форма
контроля. Беседа, игровые задания.
Тема 11. « Ферзь»
Теория.
Познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Показать место ферзя в начальной
позиции, ознакомить с ходом и взятием ферзя. Научиться делать ходы и взятие ферзём.
Практика.Чтение
сказки И. Г. Сухин «Приключение в Шахматной стране» глава №8. Место ферзя в
начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь — тяжелая фигура. Дидактические
задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».Просмотр
диафильма
«Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат».
Ожидаемые
результаты. Дети показывают начальную позицию
шахматной фигуры «ферзь». Правильно применять элементарные правила игры.
Форма
контроля. Чтение сказки. Беседа, игровые задания.
Тема 12. « Ферзь».
Теория.Продолжать
знакомить детей с фигурой « ферзь»;делать ходы и взятие ферзём.
Практика.
Дидактические
игры: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на
уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничениеподвижности».
Ожидаемые
результаты.Дети показывают начальную позицию шахматной фигуры «ферзь».
Правильно применять элементарные правила игры, продолжают различать и называть
шахматные фигуры.
Форма
контроля. Беседа, игровые задания.
Тема 13. «Ферзь против
ладьи и слона».
Теория.
Закрепить умения ходить ферзем, воспитывать интерес к игре в шахматы.
Практика.Дидактические
задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры»,
«Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру».
Дидактически игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного
поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь
против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности»
Ожидаемые
результаты. Правильно применять элементарные правила
игры. различать и называть шахматные фигуры.
Форма
контроля. Беседа, игровые задания.
Тема 14. «Конь»
Теория.
Познакомить детей с шахматной
фигурой «конь». Обучение детей выполнению хода шахматной
фигурой – конем, совершенствование навыков игры в шахматы.
Практика.
Чтение сказки И. Г. Сухин « Приключение в Шахматной стране» глава №9 .Место коня
в начальном положении. Ход коня,
взятие. Конь — легкая фигура.
Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле
воин», «Кратчайший путь».
Ожидаемые
результаты. Дети показывают начальную позицию шахматной фигуры «конь».
Правильно применять элементарные правила игры.
Форма
контроля. Чтение
сказки. Беседа, игровые задания.
Тема 15 «Конь»
Теория.
Продолжать обучать детей выполнению хода
шахматной фигурой – конем, совершенствование навыков игры в шахматы.
Практика.
Дидактические
игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два
коня против одного, один конь против двух, два коня против двух),
«Ограничениеподвижности».
Ожидаемые
результаты. Дети продолжают
показывать начальную позицию
шахматной фигуры «конь». Правильно применять элементарные правила игры.
Форма
контроля. Беседа, игровые задания.
Тема 16 Конь против ферзя, ладьи, слона.
Теория.Повторить
и закрепить знания детей об изученных шахматных фигурах, движении фигур (конь,
ладья, слон, ферзь). Закрепить знание хода пешки, взятие, превращение пешки,
взятие на проходе.
Практика.Дидактические
задания: «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры»,
«Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру»- Дидактические игры
«Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь
против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».
Ожидаемые
результаты. Дети различают и называют шахматные
фигуры;иметь представление об элементарных правилах игры; играть малым числом
фигур;
Форма
контроля. Беседа, игровые задания.
Тема 17 «Пешка».
Теория.Познакомить
с шахматной фигурой пешка, выработать навык узнавать и правильно называть
шахматные фигуры, выработать навык работы с шахматной доской;
Практика.
Чтение сказки И. Г. Сухин «Приключение в Шахматной стране» глава №10. Место
пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская
пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические
задания «Лабиринт», «Один в поле воин».
Ожидаемые
результаты.Дети показывают начальную позицию шахматной фигуры «пешка». Различать
и называть шахматные фигуры. Правильно применять элементарные правила игры.
Форма
контроля. Чтение сказки. Беседа, игровые задания.
Тема 18 «Пешка»
Теория.
Вырабатывать навык узнавать и правильно
называть шахматные фигуры, выработать навык работы с шахматной доской, играть
малым числом фигур.
Практика.Дидактические
игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна
пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».
Ожидаемые
результаты. Дети показывают
начальную позицию шахматной фигуры «пешка». Различать и называть
шахматные фигуры. Правильно применять элементарные правила игры.
Форма
контроля. Беседа, игровые задания.
Тема 19 «Пешка против
ферзя, ладьи, коня, слона»
Теория.Выработать
навык работы с шахматной доской, играть малым числом фигур.
Практика.Дидактические
задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар»,
«Взятие», «Защита». Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против
ферзя, пешка против ладьи, пешка против
слона, пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности».
Ожидаемые
результаты. Различать и
называть шахматные фигуры. Правильно применять элементарные правила игры.
Форма
контроля. Беседа, игровые задания.
Тема 20 «Король»
Теория.Знакомство
с шахматной фигурой «король», c понятиями «ход фигуры», «взятие».
Практика.
Чтение сказки И. Г. Сухин «Приключение в Шахматной стране» глава №11.Место
короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой
его ставить нельзя. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых»,
«Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактическая игра «Игра на уничтожение»
(король против короля).
Ожидаемые
результаты. Дети показывают начальную позицию
шахматной фигуры «король». Правильно применять элементарные правила игры.
Форма
контроля.Чтение сказки. Беседа, игровые задания.
Тема 21 «Король против
других фигур»
Теория.Продолжать знакомство
с шахматной фигурой «король», c
понятиями «ход фигуры», «взятие».
Практика.Дидактические
задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры»,
«Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры «Захват контрольного поля»,
«Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король
против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), «Ограничение
подвижности».
Ожидаемые
результаты. Дети показывают начальную позицию
шахматной фигуры «король». Правильно применять элементарные правила
игры,владеют основными шахматными терминами.
Форма
контроля. Беседа, игровые задания.
Тема 22 «Шах»
Теория.
Знакомство с шахматным понятием «шах».
Практика.Чтение сказки И. Г. Сухин «Приключение
в Шахматной стране» глава
№ 12. Научить детей, что шах –важное
шахматное понятие. Если одна из фигур напала на неприятельского короля– это
шах. Если короля атакуют одновременно две фигуры – это двойной шах. Учить, что
в шахматах надо своего короля беречь. А если королю дали шах, надо спасать его
из-под боя…
Дидактические
задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».
Ожидаемые
результаты. Уметь атаковать « короля» противника,
делать « шах», и при необходимости защитить своего «короля».
Форма
контроля. Чтение сказки. Беседа, игровые задания.
Тема 23 « Шах»
Теория.
Продолжать
учить детей нападать на короля противника, делать «шах».
Практика.Открытый
шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах».
Дидактическая игра «Первый шах».
Ожидаемые
результаты.Уметь атаковать « короля» противника,
делать « шах», и при необходимости защитить своего «короля».
Форма
контроля. Беседа, игровые задания.
Тема 24 «Мат» и «Пат».
Теория.Знакомство
с шахматным понятием «мат» и « пат».
Практика.
Чтение сказки И. Г. Сухин « Приключение в Шахматной стране» глава № 12. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
Дидактическое задание «Мат или не мат». Объяснить детям, когда ставится «пат». Отличие
пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или
не пат». Обыграть с детьми ситуацию.
Ожидаемые
результаты. Дети учатся ставить противнику « мат».
Форма
контроля. Чтение сказки. Беседа, игровые
задания.
Тема 25. «Мат».
Теория.
Продолжать знакомить с шахматным
понятием « мат».
Практика.
Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой
(простые примеры). Дидактическое задание «Мат в один ход».
Ожидаемые
результаты. Дети
продолжают учится ставить противнику «мат».
Форма
контроля. Беседа, игровые задания.
Тема 26 «Мат»
Теория.
Продолжать знакомить с шахматным
понятием «мат»
Практика.Мат
в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое
задание «Дай мат в один ход».
Ожидаемые
результаты. Дети умеют играть с большим числом
шахматным фигур.
Ставить
противнику «мат».
Форма
контроля. Беседа, игровые задания.
Тема 27 «Рокировка».
Теория.Познакомить
детей с понятием «длинная рокировка и короткая рокировка».
Практика.Длинная
и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».
Ожидаемые
результаты. Дети делают длинную и короткую рокировку.
Форма
контроля. Беседа, игровые задания.
Тема 28 Шахматная партия.
Теория.
Научить
детей решать шахматные задачи на мат в 2-3 хода.
Продолжить
формирование умения ориентироваться на шахматной доске, проводить элементарные
шахматные комбинации.
Практика.Чтение
сказки И. Г. Сухин «Приключение в Шахматной стране» глава №13;14. Игра всеми фигурами из начального положения
(без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра
«Два хода».
Ожидаемые
результаты. Дети владеют элементарными навыками
шахматной игры.
Форма
контроля. Чтение сказки. Игра в шахматы.
Тема 29 «Шахматная партия».
Теория.Научить
детей решать шахматные задачи. Продолжить формирование умения ориентироваться
на шахматной доске, проводить элементарные шахматные комбинации.
Практика.Самые
общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра
всеми фигурами из
начального положения.
Ожидаемые
результаты.Дети владеют элементарными навыками шахматной игры.
Форма
контроля. Беседа, игровые задания, игра в шахматы.
Тема 30 «Шахматная
партия».
Теория.Научить
детей решать шахматные задачи. Продолжить формирование умения ориентироваться
на шахматной доске, проводить элементарные шахматные комбинации.
Практика.
Демонстрация коротких партий. Игра всеми
фигурами из начального положения
Ожидаемые
результаты. Дети владеют элементарными навыками
шахматной игры.
Форма
контроля. Беседа, игровые задания, игра в шахматы.
Тема 31 «Шахматная партия».
Теория.
Продолжать
учить детей решать шахматные задачи.
Практика.
Демонстрация коротких партий. Игра всеми
фигурами из начального положения
Ожидаемые
результаты. Дети различают
и называют шахматные фигуры, правильно расставлять шахматные фигуры на
шахматной доске в начальное положение,знают правила игры.
Форма
контроля. Беседа ,игра в шахматы.
Тема 32 «Повторение
программного материала».
Теория.Повторение
программного материала
Практика.
Проведение
шахматного развлечение «В королевстве шахматных фигур»
Ожидаемые
результаты. Дети
различают и называют шахматные фигуры,правильно расставлять шахматные
фигуры на шахматной доске в начальное положение, знают правила шахматной игры.
Форма
контроля. Развлечение.
1.4. Планируемые
результаты
Ожидаемые
результаты после первого года обучения:
Воспитанники
должны:
иметь
представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
различать
и называть шахматные фигуры;
правильно
расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
иметь
представление об элементарных правилах игры;
играть
малым числом фигур;
иметь
представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
владеть
основными шахматными терминами;
правильно
применять элементарные правила игры;
иметь
представление о некоторых тактических приемах играть в парах.
Конечные результаты:
Дети,
прошедшие полный курс обучения по программе
« Юный Шахматист», помимо развития навыков шахматной игры, делают
значительный шаг в развитии личностных качеств: умение проявлять настойчивость,
выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах; способны проявлять
самостоятельность .
Блок 2. «Комплекс
организационно-педагогических условий реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы»
Формы занятий.
Занятия
состоят из теоретической и практической части. Теоретический материал
дается
в форме чтение сказки.
Практические
занятия проводятся в форме проведения игровые задания
Методы обучения.
-
словесный метод обучения;
-метод
практической работы;
-метод
игры;
-наглядный
метод обучения.
Материально-техническое
обеспечение программы.
1.Демонстрационная
доска с фигурами.
2.
Комплекты шахмат (их количество должно соответствовать числу учащихся в
группе).
3.
Персональный компьютер.
4.
Компьютерные обучающие шахматные программы.
5.
Шахматная библиотека.
Список
литературы:
Гришин В., «Малыши играют в шахматы» Г 85
Просвещение, 1991.- 158с.:
Гришин В. «Шахматная азбука» М. Издательство "Физкультура
и спорт". 1972. 59с
Лозано Ф. « Шахматы для детей». Уроки мудрой
игры. Ростов н / Д: Владис, 2017г.
Сухин И. Удивительные приключения шахматной
доски. Издательство :Феникс(2004
г.) 320 с.
Сухин И. « Приключения в Шахматной стране». Издательство:АСТ, Астрель(2008
г.) 287 с.
Сухин И. « Волшебные фигуры, или Шахматы для
детей 2–5 лет». – М.: Новая школа, 1994.
Отчет работы
шахматного кружка «Юный шахматист»
за 2021-2022уч. год
воспитатель: Юдина
Л.В.
Сегодня шахматы – популярный и эффективный способ развития
интеллекта ребенка. Многие родители хотят познакомить своих детей с древней
игрой. Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические
способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как
организованность, целеустремленность, объективность, что является некоторыми
признаками готовности к школьному обучению.
Цель: обучение дошкольников принципам шахматной игры.
Основные задачи кружка:
1.создать условия для эффективного овладения детьми
игры в шахматы
2.способствовать формированию логического мышления,
памяти, внимания,
творческого воображения, умения производить
логические операции;
3.обучить детей основным приемам
игры в шахматы;
4. развивать способность к самооценке и самоконтролю
Планируемый результат:
- ребёнок, с
формированным интересом к занятиям шахматами, умеющий выстраивать внутренний
план действий, развивать пространственное воображение, вдумчивый, усидчивый,
целеустремлённый, настойчивый в достижении цели, принимающий самостоятельные
решения и несший за них ответственность.
Основные
методы обучения:
ведущее
место занимали: игровой, наглядно
-образный методы обучения.
Они применялись
при знакомстве с шахматными фигурами, при изучении шахматной доски, при
обучении правилам игры.
При изучении дебютной теории основным методом
являлся, частично-поисковый.
Основные формы и средства обучения:
1Теоретические
занятия, шахматные игры
2Дидактические
игры и задания, игровые упражнения;
3Решение
шахматных задач
4Практическая
игра
Обучение осуществлялось на основе общих методических принципов:
• Принцип развивающей деятельности: игра
не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива
в целом.
• Принцип активной включенности каждого
ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
• Принцип доступности, последовательности
и системности изложения программного материала.
Ожидаемый результат
К концу года
обучения дети должны знать:
• шахматные термины: белое и черное поле,
горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые,
черные, ход, взятие, стоять под боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат,
пат, ничья;
• названия шахматных фигур: ладья, слон,
ферзь, конь, пешка, король;
• правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу года
обучения дети должны уметь:
• ориентироваться на шахматной доске;
• играть каждой фигурой в отдельности и в
совокупности с другими фигурами
• правильно размещать шахматную доску
между партнерами;
• правильно расставлять фигуры перед
игрой;
• различать горизонталь, вертикаль,
диагональ;
• рокировать;
• объявлять шах;
• ставить мат;
• решать элементарные задачи на мат в
один ход.
Работа в кружке
проводилась по методике Игоря Сухина- автора занимательного пособия для
родителей и учителей «Удивительные приключения в шахматной стране». Продолжила
использовать в работе следующую литературу: «Шахматный букварь А.Кентлера.
В работе использовала дидактический материал:
- игры и упражнения
для закрепления пройденного материала;
- - кубики с
изображением шахматных фигур и чудесный мешочек;
- маски для
игр-драматизаций.
-подготовила
практический материал (упражнения, задачи, раскраски) для выполнения домашних
заданий и для практической работы на занятиях в кружке.
Первая половина
учебного года была посвящена знакомству с шахматными полями, шахматными
фигурами, пешками, их первоначальным местоположением и ходами, учились
ориентироваться на шахматной доске, правилам игры в шахматы, шахматным
терминам. Работа строилась по принципу от простого к сложному. Со второй
половины года дети стали знакомиться с шахматными понятиями-шах, мат, пат,
рокировка. Практиковались в постановке мата ладьей, ферзем, слоном, пешкой.
Учились защищаться от шаха, определять силу шахматных фигур, познакомились с
первой стадией шахматной игры- дебютом (началом шахматной партии), её главными
принципами, играть до конца шахматную партию всеми фигурами.
Использовались
различные приемы: загадывание загадок, рассказывание сказочных историй о
шахматных фигурах, проводились игры «Чудесный мешочек», «Волшебный кубик»,
упражнение «Узнай фигуру по описанию», «Какой фигуры не стало». Проводились
командные игры «Чья команд быстрей расставит фигуры», «Чьи пешки первыми превратятся
в шахматную фигуру», «Какая команда быстрее поставит шах королю».
Занимаясь на
большой шахматной доске, на которой демонстрировались различные ходы, положения
шахматных фигур, их передвижения по шахматному полю, решались различные
шахматные этюды. Каждый ребенок имел возможность выступить, показать свои
знания, у детей развивалось внимание, память, воспитывалась уверенность в себе,
в своих силах, доброжелательное отношение к своим товарищам, взаимопомощь. Дети
учились анализировать позиции и ходы шахматных фигур вслух (формировался
внутренний план действий - способность действовать в уме).
Анализ овладения
детьми теоретического и практического уровня
освоения азов шахматной игры показал, что:
высокий уровень у
2 детей- 13 %; средний уровень у 12 детей-
80%; низкий уровень у 1реб -7 %.
Причины низкого уровня - плохая
посещаемость.
Оценка уровней:
Высокий уровень - знает названия
всех шахматных фигур, называет шахматные термины и использует их в речи, ориентируется на
шахматной доске; играет каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами, правильно размещает шахматную доску между партнерами, расставляет
фигуры перед игрой; различает горизонталь,
вертикаль, диагональ; рокирует; объявляет шах; ставит мат, имеет
устойчивый интерес к занятиям шахматами, выстраивает внутренний план действий,
вдумчивый, усидчивый, целеустремлённый, настойчивый в достижении цели.
Средний уровень
– знает названия шахматных фигур, но не всегда использует в речи шахматные
термины. С помощью подсказки воспитателя играет каждой фигурой в отдельности и
в совокупности с другими фигурами. Проявляет интерес к занятиям шахматами. С
помощью взрослого выстраивает внутренний план действий.
Низкий уровень - испытывает затруднения в объяснении
названий и ходов шахматных фигур, с помощью подсказки взрослого играет каждой
фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами, проявляет не
долговременный интерес к занятиям шахматами, не желает выстраивать внутренний
план действий, не настойчивый в достижении цели.
Выступление на августовской конференции
Тема: «Шахматы – лучшая интеллектуальная игра для развития детского мышления»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я хотела бы вам рассказать о работе своего кружка «Юный шахматист».
Как говорил советский педагог-новатор, Василий Александрович Сухомлинский: «Без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти».
Исследования наших ученых свидетельствуют, что шахматы являются мощным катализатором развития детского интеллекта.
Знакомство с шахматами в раннем возрасте способствует развитию у детей воображения и логического мышления, укрепляет память, учит сравнивать и планировать свою деятельность. Дети учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения.
Актуальность проблемы обучения дошкольников игре в шахматы обусловлена созданием педагогических условий для формирования интеллектуальных способностей.
С 2017 года в нашем ДОУ ведется кружок «Юный шахматист». Разработана Рабочая программа по обучению детей игре в шахматы. Цель этой программы в процессе обучения игре в шахматы способствовать концентрации внимания, развитию логического мышления, памяти, наблюдательности, развитию интереса к игре в шахматы. Мною составлен перспективный план. Для обучения детей игре в шахматы я использую методику Игоря Сухина- автора занимательного пособия для родителей и учителей «Удивительные приключения в шахматной стране», так же использую в работе следующую литературу: Франциско Лозано «Шахматы для детей. Уроки мудрой игры», Владимир Григорьевич Гришин «Малыши играют в шахматы». Сделала подборку стихов и загадок. Использую на своих занятиях демонстрационную шахматную доску, настольные шахматы. Для закрепления пройденного материала, я изготовила напольный ковер, где дети с большим интересом, в роли самих шахматных фигур, на поле боя учатся атаковать противника, тем самым, они обучаются логически мыслить и принимать самостоятельные решения.
На начало года я провожу диагностику, для выявления уровня знаний и представлений детей об игре в шахматы. В основном показывают низкий уровень, но некоторые дети всё же имеют представление о шахматах, или хотя бы слышали о них.
При обучение шахматам, как я уже говорила ранее, я применяю методику И. Сухина. Цель пособия, а точнее сказать книги, не столько обучить, сколько привить детям интерес к шахматам, познакомить с азами древней игры. В процессе такого знакомства малыши получают небольшие исторические сведения, узнают о шахматной доске, секретах шахматных фигур, правилах игры, важнейших терминах, этике борьбы за клетчатой доской. Герои книги – мальчик Юра со своими друзьями – путешествуют по Шахматной стране. В этой книге, ясно и понятно объясняется каждая деталь. Многие дети не могут понять то, что от них требуется, здесь же в виде сказки автор объясняет малышам о «вертикали», «диагонали», «горизонтали», что такое шахматное поле (это квадрат белого или чёрного цвета).
Сначала я рассказываю детям, что шахматы- это потрясающе интересная игра. Чтобы сыграть в шахматы, нужно два игрока. Название «ШАХМАТЫ» составлены из двух персидских слов: «ШАХ» (царь) и МАТ (умер). Цель шахматной партии – выиграть ее, то есть поставить МАТ королю противника.
Первое наше знакомство было с шахматной доской. Познакомила с такими понятиями как: «шахматная доска», «шахматное поле», «партнеры»; расположение доски между партнерами; разновидности досок. Использовала в работе дидактическую игру «Собери доску», а также наглядно показала материал.
Затем познакомила с «горизонтальной линией», с количеством полей в горизонтали, с количеством горизонталей на доске. Использовали дидактическую игру «Нарисуй горизонталь», «Выложи горизонталь». (где дети из квадратов белого и черного цвета собирали горизонтальную линию)
Также дала понятие о «вертикальной линии»: количество полей в вертикали, количество вертикалей на доске, чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. При знакомстве с вертикалью помогли такие игры как: «Раскрась вертикаль», «Выложи вертикаль полосками».
На последующем занятии познакомила с «диагональю»: отличие диагонали от горизонтали и вертикали, количество полей в диагонали; большая белая и большая черная диагональ; короткие диагонали. В данном случае использовали игру «Раскрась диагональ», упражнение брала из книги Франциско Лозано «Шахматы для детей. Уроки мудрой игры.»
Следующим шагом в знакомстве детей с шахматами было: расстановка фигур перед шахматной партией. Знакомство с правилом: "Ферзь любит свой цвет". В работе использовала следующие упражнение «Правильно положи перед собой шахматную доску», «Расставь фигуры».
Дальше началось знакомство с самими фигурами их ходами. Первая фигура была – ладья: «Прямолинейная, бесхитростная фигура». Показали место ладьи в начальном положении. Дали понятие «ход», «взятие». Для этого использовали магнитную шахматную доску для игры "Один в поле воин", "Кратчайший путь". "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух).
Следующее знакомство было со слоном. Дали такие понятия как «ход слона», «взятие», «белопольные и чернопольные слоны». Использовали в работе дидактические задания "Перехитри часовых", "Кратчайший путь", дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух).
Следующая тема «Ферзь» Цель этого занятия показать место ферзя в начальном положении, ход ферзя, взятие. Для работы использовала, дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Для закрепление этой темы я использовала напольный ковер из шахматных полей, где дети сами были шахматными фигурами.
При знакомстве с конём, а точнее, место коня в начальном положении, ход коня, взятие, варианты ходов, я снова использовала напольный ковер и магнитную доску. Обратила внимание детей, что это хитрая фигура, которая ходит буквой «Г» и это единственная фигура, которая может перепрыгнуть любую другую фигуру.
Потом началось знакомство с пешкой. Я показала ребятам место пешки в начальном положении, ход пешки, взятие, превращение пешки, варианты ходов, пешка против пешки, пешка против других фигур. При работе с этой темой мы с ребятами поиграли в настольные дидактические игры: «Путешествие», «Шахматные карточки».
В начале марта по перспективному плану было отведено 2 занятия на знакомство с королём. Объяснила, что «КОРОЛЬ» самая главная фигура и она бесценная. Показала место короля в начальном положении, ход короля, взятие, варианты ходов, шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой, защита от шаха. В работе использовала дидактические задания из учебника И.Г.Сухина.
Следующее занятие «Рокировка». Цель этого занятия дать понятия «длинная и короткая рокировка». Правила рокировки. Детям, предлагала простые варианты заданий, например, показать короткую и длинную рокировку.
Учитывая то, что дети первый раз столкнулись с игрой в шахматы в детском саду, они показывают очень хорошие результаты. Практически все дети стали играть в шахматные партии. Научились понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. У них повысился интеллект. В свободной деятельности чаще стали проводить время за игрой в шахматы. Дети, которые овладели игрой в шахматы, стали обучать остальных детей группы шахматной игре выступая в роли учителя, наставника. Повысился уровень самооценки детей. Расширению кругозора детей способствовало знакомство детей с историей шахмат. В заключение, хочется сказать, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен детям. Как показывает практика дети, которые посещали шахматный кружок хорошо учатся в школе.
Комментарии
Отправить комментарий